Православное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов церковного пения

Минское

духовное

училище

храм прихода иконы Божией матери "Всех скорбящих Радость"

   

  НАШЕ УЧИЛИЩЕ

  НЕБЕСНЫЙ

  ПОКРОВИТЕЛЬ

  КОНЦЕПЦИЯ

  УЧИЛИЩА

  СМИ И УЧИЛИЩЕ

  ПРАВИЛА ПРИЁМА

  АДМИНИСТРАЦИЯ

  ПРЕПОДАВАТЕЛИ

  ИЗУЧАЕМЫЕ 

  ПРЕДМЕТЫ

  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

  БИЛЕТЫ

  АБИТУРИЕНТАМ

  ИНФОРМАЦИЯ

  ПО СЕССИЯМ

  РЕПЕРТУАР ХОРА

  ЗВУКОЗАПИСИ

  ПРАКТИЧЕСКИЕ  

  СЕМИНАРЫ

  МАТЕРИАЛЫ О

  ЦЕРКОВН. ПЕНИИ

  ПОСЛУШАНИЯ

  ЛИСТОК СТУДЕНТА

  ФОТОГРАФИИ

  ПАЛОМНИЧЕСТВО

  ПРАВОСЛАВНЫЕ  

  ЖУРНАЛЫ

  НАШИ ПЛАНЫ

  КООРДИНАТЫ

  ПРАВОСЛАВНЫЕ

  РЕСУРСЫ    РБ

 

звукозаписи хора | минского духовного училища

ДОБРЫМ БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ

 

ЗВУКОЗАПИСИ

ХОРА НАШЕГО УЧИЛИЩА:

 

события | карта сайта | наш е-mail

 

 

ДИСК: [ПЕСНОПЕНИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ] выпуск VI

         [описание диска] [содержание диска: звукозаписи в формате mp3]

 

Песнопения русского зарубежья, выпуск 6
Предлагаемый диск является шестым в серии

«Песнопения русского зарубежья». Одним из последствий катастрофы, постигшей Россию в 1917 г., был исход за ее пределы нескольких миллионов православных людей.

Поселившись в разных странах, они на чужбине продолжили насильственно прерванную на их родине многовековую церковно-певческую традицию. После падения железного занавеса у нас появилась мысль выпустить серию дисков церковных песнопений исключительно композиторов русского рассеяния в исполнении церковных хоров из бывшего Советского Союза. В связи с изменениями в стране настало время возврата на Родину церковных ценностей, одной из которых является церковно-певческое наследие. Вверенное Богом эмиграции достояние, сохраненное и умноженное в изгнании, возвращается в Отечество.

 В серии «Песнопения русского зарубежья» первоначально предполагалось шесть дисков, последний из которых будет напет однородным хором. Однако, благодаря работе в архиве приснопамятного протоиерея Николая Вейгласа, редактора и издателя «Нотной библиотеки православного христианина», а также материалам предоставленным нам Николаем Спасским [Париж], Оле­гом Бычковым [издательство «Живоносный Источник», Москва] и Николаем Кастером [Калифорния], у нас оказалось достаточно малоизвестных и уникальных церковных композиций и гармонизаций, для дополнительной записи в нашей серии. Порядковый номер этой записи - шестой. Серия завершится, как и раньше предполагалось, диском мужского хора.
 
На нынешнем диске впервые представлены композиции Ивана Лямина и Михаила Осоргина и единственной женщины-композитора в серии -
Е. Бенигсен. Помимо известных и часто исполняемых текстов, на предлагаемом диске напеты запричастные стихи и песнопения отпевания.
Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ

БЕНИГСЕН Елена Ивановна [1918, Эстония - 2004, Денвер] выросла в Эстонии в семье священника Иоанна Краубнера. [После Второй мировой войны о. Иоанн вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием II содействовал возобновлению богослужений в Александро-Невском соборе Таллина, закрытом в военные годы.] Елена Ивановна являлась активным членом Русского христианского студенческого движения, на съезде которого встретила своего будущего мужа, Георгия Бенигсена, который впоследствии стал священником. Чета Бенигсен жила в Риге и Пскове, затем, с 1944, в Германии и с 1950 — в США, где отец Георгий служил на разных приходах в Калифорнии, в Денвере и Монреале.

 В большинстве этих приходов матушка Елена руководила небольшими любительскими хорами, для которых гармонизировала и сочиняла церковные песнопения. Среди ее композиций — «Херувимская», «Милость мира», «Отче наш» и «Разбойника». Ее сочинение «Отца и Сына и Святаго Духа» напето хором
 
Свято-Владимирской семинарии на грампластинке «The Divine Liturgy».

ГАРДНЕР Иван Алексеевич [1898, Севастополь - 1984, Мюнхен], крупный знаток русского церковного пения. Начал изучение богослужебных распевов будучи учеником Императорского лицея в Москве. После эвакуации в 1920 г. из Крыма жил в Белграде, на Карпатской Руси, Святой Земле, в Вене, Зальцбурге, Берлине. Окончил в 1928 г. богословский факультет Белградского университета, где также брал уроки композиции и хорового дирижирования. Уделял много времени церковному уставу и духов­ной музыке. Был учителем греческого языка, литургики и православного богослужебного пения в семинариях Белграда и Цетинье (Черногория). С 1954 г. до конца жизни преподавал в Мюнхенском Университете русское литургическое музыковедение.

 Автор монументального двухтомного труда «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», свыше четырехсот статей и исследований об истории и сущности русского церковного пения. Композитор, автор духовно-музыкальных сочинений и переложений [ок. 100 наименований]. Многие произведения Гарднера были опубликованы протоиереем Николаем Вейгласом.

КЕДРОВ Николай Николаевич [сын] [1905, Санкт-Петербург -1981, Париж], лауреат [пианист] консерватории им. Сергея Рахманинова в Париже, в 1929 становится членом Квартета, основанного его отцом, и впоследствии Квартетом управляет. Николай Кедров [сын] практически всю свою жизнь посвящает сочинению и гармонизации духовных песнопений. Он также вошел в состав редакционной коллегии широко распространенного сборника «Божественная литургия», изданного в Лондоне в 1962.

 
ИЛЬЯШЕНКО Андрей Степанович [1884. Санкт-Петербург - 1954, Брюссель], был выпускником Императорского Александровского лицея в Петербурге. Он начал сочинять музыку еще в России - писал не только церковные, но и светские произведения. В 1912 году фирмой П. Юргенсона были изданы его песнопения из Лутиргии св. Иоанна Златоуста, посвященные Андрее-Марфинской церкви села Афанасьевки. С 1923 года жил в Брюсселе, всецело посвятив себя музыкальному творчеству. Писал оркестровую, кантатно-ораториальную и фортепианную музыку, делал обработки русских народных песен и танцев. Немногочисленные церковные композиции Ильяшенко опубликованы в издательстве протоиерея Николая Вейгласа в Калифорнии.

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Евграфович [1903, Санкт-Петербург - 1988, Париж], получил образование на математическом факультете Сорбонны и в Парижской консерватории [класс Н. Буланже]. Возглавлял Русское музыкальное общество во Франции, исполнял обязанности регента в храме Всех скорбящих Радости и преп. Женевьевы, преподавал историю церковного пения; вместе со своим младшим братом протоиереем Евграфом Ковалевским стал основателем «Французской Православной церкви» и в последний период жизни являлся регентом храма св. Иринея, принадлежа­щем этой церкви. М. Ковалевский также вошел в состав редакционной коллегии т.н. Лондонского сборника.

КОЛЧИН Иван Андреевич [1893, г. Слободской, Вятской губернии - 1967, Сан-Франциско], с 17-летнего возраста управлял церковными хорами, сначала в Вятской области, затем в Харбине и Шанхае, а с 1962 года и вплоть до своей кончины - в Троицком соборе в г. Сан-Франциско. Высшее образование получил в Казани - в 1917 он окончил Казанский университет, а с приходом безбожной власти бежал в Китай, где помимо управления церковными хорами, И.А. Колчин организовал мужской хор, получивший известность как в Китае, так и за его пределами.

КОНСТАНТИНОВ Михаил Сергеевич [1904, Киев - 1982, Сан-Франциско] с 18-петнего возраста руководил хором в Андреевской церкви. Обладал прекрасным тенором и пел в Киевской опере. С детства посещал богослужения в Киево-Печерской лавре. Выехал за границу во время Второй мировой войны. Был солистом в казачьих хорах Б. Ледковского и С. Жарова. С 1951 до 1974 - регент хора кафедрального собора Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в г. Сан-Франциско. Автор полного цикла песнопений литургии, гармонизовал все догматики, степенны и прокимны знаменного распева и напева Киево-Печерской лавры, а также переложил множество тропарей на греческий распев.

ЛЕДКОВСКИЙ Борис Михайлович [1895, Аграфеновка, Область войска Донского - 1975, Фрипорт, Нью-Йорк], сын священника, с 14 лет управлял церковным хором. Обучался в духовном училище в Новочеркасске, в Реальном училище в Ростове-на-Дону и в Московской консерватории. Служил в частях генерала Врангеля и вместе с его армией выехал за пределы России. С 1951 года регент Синодального Знаменского кафедрального собора в Нью-Йорке и преподаватель Свято-Владимирской семинарии. Б.М. Ледковский - весьма плодовитый композитор, духовно-музыкальные сочинения и переложения которого отличаются «большой слитностью музыки и текста, литургического момента» [И.А. Гарднер]. В типографии преп. Иова Почаевского в Джорданвиле опубликована 1-я часть Обихода [Всенощное бдение] под редакцией Ледковского и три сборника его композиций.

ЛЯМИН Иван Семенович [1899, Москва - 1944, Париж] получил домашнее музыкальное образование и с юных лет управлял церковными хорами. В 1919 семья Ляминых поселилась в Киеве, где Иван Семенович поступил в консерваторию в класс ком­позиции профессора Б.Л. Яворского. После переезда в 1921 во Францию он продолжил обучение в Парижской национальной кон­серватории у профессора Ж. Коссада. В последующие годы давал уроки музыки, был классическим и джазовым пианистом, руководил джаз-оркестром. Жизнь И.С. Лямина трагически оборвалась во время перестрелки в Париже. Музыкальное наследие композитора включает ряд светский композиций, а также шесть духовных хоров для мужского и смешанного хоров. Ассимилировав современный музыкальный язык, в своих духовных произведениях Лямин демонстрирует также опору на русские церковно-певческие традиции.

ОСОРГИН Михаил Михайлович [1887,. имение Сергиевское Калужской губернии - 1950, Париж] с детских пет прислуживал, читал и пел в церкви. Он получил образование на юридическом факультете Московского университета, поступив затем вольноопределяющимся в Кирасирский Его Императорского Величества полк в Гатчине. Участвовал в Первой мировой войне. После эвакуации в 1920 в Константинополь поселился в Баден-Бадене и затем в Вюрцбурге, где занимался церковной деятельностью. С 1924 до конца своих дней жил в Париже, став одним из основателей Свято-Сергиевского подворья, в храме которого служил регентом и псаломщиком. Вместе с епископом Вениамином [Федченковым] установил соответствую­щий монастырскому уставу стиль пения и был ревностным приверженцем старинных русских церковных распевов, выполнив ряд их обработок. С 1930 по 1947 год преподавал церковный устав в Свято-Сергиевском богословском институте.

 
Хор Минского духовного училища. Минское духовное училище - трехгодичное духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов церковного пения для Православной Церкви. Училище было открыто в 1988 году. В нынешнем составе работает с сентября 2006 года. Ре­гент хора, Ольга Евгеньевна Янум, преподает в училище.
 
Хор регулярно поет по будням на приходе храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости г. Минска, а также в домовой церкви в честь собора Белорусских святых Минского епархиального управления и участвует в архиерейских богослужениях, совершаемых Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.

 
В 1998 г. хор принимал участие в Международном фестивале в Хайновке, в 1999 г. выпустил свою первую звукозапись, а в мае 2000 года стал лауреатом V Международного Фестиваля православных песнопений в городе Минске. За годы существования училища в его стенах подготовлено более 300 специалистов церковного пения. На нынешнем диске студенческий хор усилен голосами нескольких певчих хора минского храма Всех скорбящих Радости.

Ольга Янум [род. в 1970 г.] - выпускница Белорусской Академии Музыки 1994 г. по классу хорового дирижирования; в 2003 году - по классу вокала. В 2006 году защитила магистерскую диссертацию на тему: «Обиход Б. Ледковского в богослужебной практике церковно-приходского хора».

 Она является преподавателем вокально-хоровых дисциплин в Минском духовном училище, а также регентом большого хора храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости в Минске. Ольга Евгеньевна создавала хор Минского духовного училища с целью возрождения в Церкви древнерусской церковно-певческой традиции. В 2003 году она была членом жюри Минского Международного Фестиваля православных песнопений.

 На обложке:
Интерьер Иоанна-Предтеченского собора г. Вашингтона, США.
Фото Анны Вихляевой.

 
Звукоинженер:
Вадим Киранов

 
Запись произведена в Свято-Евфросиниевской церкви прихода иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости в Минске.

 

     

| КАК К НАМ ПРОЕХАТЬ | Наш адрес: город МИНСК, ул. ПРИТЫЦКОГО, дом 65, этаж 2, комн. 28  |  Телефон и факс: [8017] 365-05-19,  телефон [МТС] [8029] 875-59-09  |  © 2014 |